Основная сфера использования дорожного битума — строительство и ремонт дорог и аэродромных покрытий. Его используют в качестве связующего компонента при производстве асфальта и асфальтобетона. Благодаря битуму под действием кислорода, ультрафиолета, адсорбции каменным материалом, высоких температур из асфальта испаряются низкокипящие фракции, а высокомолекулярные соединения уплотняются. За счет этого покрытие становится прочным.
Чтобы обеспечить удобство укладки и гарантировать хорошие эксплуатационные характеристики битума, для разных климатических зон рекомендуется применять разные марки. Они могут отличаться:
- вязкостью;
- пластичностью;
- показателями температуры битума по хрупкости;
- плотностью;
- пенетрацией;
- температурой размягчения;
- наличием специальных добавок.
Наиболее широкое применение нашли два вида дорожного битума — вязкий и жидкий. Рассмотрим каждую разновидность подробнее.
Основные особенности жидкого битума
Жидкий битум при температуре 25 °С имеет своеобразную текучую консистенцию, за счет чего его можно применять при проведении строительных работ и в нагретом состоянии, и в холодном (при температуре 15-20 °С). Со временем под воздействием атмосферных воздействий состав загустевает. В зависимости от того, как быстро формируется структура жидких битумов, их подразделяют на два класса:
- среднегустеющие (СГ) — получают путем разжижения вязкого битума жидкими нефтепродуктами, такими как бензин, лигроинин и т.д.;
- медленногустеющие битумы (МГ и МГО) — производятся из остаточных или частично окисленных нефтепродуктов (мазут, смолистые нефти и т.д.).
Жидкий битум с маркировкой СГ рекомендуют использовать для строительства капитальных и облегченных дорожных покрытий. Доступно устройство оснований во всех климатических зонах. Медленногустеющий битум подойдет для получения холодного асфальтобетона и укладки покрытий облегченного типа во II-V климатических зонах.
Вязкий дорожный битум
Вязкие битумы применяют для изготовления горячих, теплых и холодных асфальтобетонных смесей. Наиболее широко используемыми являются марки БНД и БН. При этом именно БНД — битум нефтяной дорожный — является специализированным составом, используемым для укладки дорожных покрытий. Марки БНД будут иметь более высокую температуру размягчения, более низкую температуру хрупкости, большие значения пенетрации, чем БН. У битума нефтяного дорожного более строгие требования к термостабильности, поэтому марки БНД чаще выбирают для дорожных работ. Соотношение физико-химических показателей битума нефтяного дорожного обеспечивает покрытию наибольшую морозостойкость, трещиностойкость, устойчивость к сдвигам и воздействию влаги.
В зависимости от таких характеристик дорожного битума, как вязкость, теплоустойчивость и пластичность, выделяют пять марок БНД. У каждой есть приоритетная сфера использования:
- Битум БНД 200/300 — используется в регионах с холодным климатом, для приготовления теплых асфальтобетонных смесей.
- Битум БНД 130/200 — используется для поверхностной обработки покрытий в областях с умеренным климатом, изготовления горячих асфальтобетонных смесей, пропитки щебеночных покрытий в регионах с холодным и умеренным климатом.
- Битум БНД 90/130 — универсальная марка, которая подходит для проведения работ в холодное время года: рабочая температура от -20 до +5 °С.
- Битум БНД 60/90 — применяется в регионах с теплым климатом, для приготовления горячих смесей.
- Битум БНД 40/60 — используется исключительно в районах, где температура летом превышает 30 °С.